Преподаватель  в своих наблюдениях за учащимся может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:

Низкий уровень адаптации:

  • учащийся равнодушно или отрицательно относится к колледжу;

  • нередки жалобы на здоровье;

  • преобладает подавленное настроение;

  • наблюдаются нарушения дисциплины;

  • учебный материал усваивается фрагментарно;

  • затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;

  • домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, куратора или родителей;

  • для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;

  • общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

  • близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

Средний уровень адаптации:

  • учащийся положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;

  • понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;

  • усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

  • сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;

  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

  • почти всегда выполняет домашние задания;

  • общественные поручения выполняет добросовестно;

  • дружит со многими одногруппниками.

Высокий уровень адаптации:

  • учащийся положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;

  • учебный материал усваивает легко;

  • глубоко и полно овладевает программным материалом;

  • решает усложненные задачи;

  • прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;

  • выполняет поручения без внешнего контроля;

  • проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;

  • общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

  • занимает в группе благоприятное статусное положение.

Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников

1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.

2. Объяснить учащимся правила работы с книгой, методическими пособиями.

3. Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

4. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.

5. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу учащегося: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.

6. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, тестовый или групповой.

7. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.

8.. Всячески предупреждать повышение тревожности у учащихся.

9. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.

10. Применять методы обучения педагогов - новаторов.

11. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития учащегося.

 Адаптация учащихся нового набора

Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть у юноши или девушки, только что поступивших в колледж? Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И  правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным!  Но ведь никто не задумывается  о том, что у того же юноши или девушки могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части учащихся первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Этот период является для учащегося «трудным возрастом», «переломным периодом». В это время заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

 Трудности адаптации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:

  • Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан  возрастом.

  • Несовпадением старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей этого возраста.

  • Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.

Учебная жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого учащегося как человека и будущего специалиста.

В подготовке к сессии Вам помогут советы психолога

Накануне экзамена.

  • В последний день  повторите материал, но не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Следите за своей позой, жестами, голосом, ЗНАЙТЕ, ваш внешний вид и голос должны выражать уверенность в себе и  в своих знаниях;
  • Каждому известно: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали,  не переутомляйте себя. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Совершите прогулку, выспитесь.
  • По дороге на экзамен не вредно просто пролистать материалы;

Во время экзамена.

  • Взяв билет, ознакомьтесь со всеми вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, который знаете, который для вас легче.
  • Пишите примерный план ответа, помечая то, что поможет вам дать правильный ответ;
  • Выйдя отвечать, примите уверенную позу и начинайте говорить спокойным и уверенным голосом;                   

Что делать, если …

вдругобнаружилось, что вам попался  вопрос, по которому вы можете сказать немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать всё, что знаете либо слышали об этом. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не всё, но то, что знаете чётко и логично; 

экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Не обращайте на это внимание, не показывайте обиду. Сконцентрируйтесь на ответе, отвечайте чётко и коротко; 

вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам необходимо время подумать;

вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете как её исправить, делайте это. Если же не уверены, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло.

 

И конечно, никогда не забывайте про чувство ЮМОРА – пусть оно не покидает вас и во время экзамена

                         Успехов!   Дерзайте!