Преподаватель в своих наблюдениях за учащимся может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:
Низкий уровень адаптации:
-
учащийся равнодушно или отрицательно относится к колледжу;
-
нередки жалобы на здоровье;
-
преобладает подавленное настроение;
-
наблюдаются нарушения дисциплины;
-
учебный материал усваивается фрагментарно;
-
затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
-
домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, куратора или родителей;
-
для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
-
общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
-
близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Средний уровень адаптации:
-
учащийся положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
-
понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
-
усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
-
сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
-
бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
-
почти всегда выполняет домашние задания;
-
общественные поручения выполняет добросовестно;
-
дружит со многими одногруппниками.
Высокий уровень адаптации:
-
учащийся положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;
-
учебный материал усваивает легко;
-
глубоко и полно овладевает программным материалом;
-
решает усложненные задачи;
-
прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
-
выполняет поручения без внешнего контроля;
-
проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
-
общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
-
занимает в группе благоприятное статусное положение.
Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников
1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.
2. Объяснить учащимся правила работы с книгой, методическими пособиями.
3. Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
4. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.
5. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу учащегося: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
6. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, тестовый или групповой.
7. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.
8.. Всячески предупреждать повышение тревожности у учащихся.
9. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
10. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
11. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития учащегося.
Адаптация учащихся нового набора
Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть у юноши или девушки, только что поступивших в колледж? Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части учащихся первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Этот период является для учащегося «трудным возрастом», «переломным периодом». В это время заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
Трудности адаптации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:
-
Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом.
-
Несовпадением старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей этого возраста.
-
Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.
Учебная жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого учащегося как человека и будущего специалиста.
В подготовке к сессии Вам помогут советы психолога
Накануне экзамена.
- В последний день повторите материал, но не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Следите за своей позой, жестами, голосом, ЗНАЙТЕ, ваш внешний вид и голос должны выражать уверенность в себе и в своих знаниях;
- Каждому известно: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, не переутомляйте себя. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Совершите прогулку, выспитесь.
- По дороге на экзамен не вредно просто пролистать материалы;
Во время экзамена.
- Взяв билет, ознакомьтесь со всеми вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, который знаете, который для вас легче.
- Пишите примерный план ответа, помечая то, что поможет вам дать правильный ответ;
- Выйдя отвечать, примите уверенную позу и начинайте говорить спокойным и уверенным голосом;
Что делать, если …
…вдругобнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать всё, что знаете либо слышали об этом. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не всё, но то, что знаете чётко и логично;
… экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Не обращайте на это внимание, не показывайте обиду. Сконцентрируйтесь на ответе, отвечайте чётко и коротко;
… вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам необходимо время подумать;
…вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете как её исправить, делайте это. Если же не уверены, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло.
И конечно, никогда не забывайте про чувство ЮМОРА – пусть оно не покидает вас и во время экзамена
Успехов! Дерзайте!